ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Консультация психолога
«От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира –
от этого в решающей степени зависит каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
С чем ассоциируется слово «семья»? Тепло, уют, доверие, а может, скандалы и непонимание? Все личностные качества, с которыми человек входит во взрослый мир, формируются именно в семье.
Современная семья живет в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение со взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телепередач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребенка часто повторяет увиденное на экране. В практическом наблюдении за группами детей дошкольного возраста мы наблюдаем отсутствие приобретения ими опыта от предыдущих поколений (родителей, бабушек, дедушек), выражающееся в отсутствии знаний о традициях семьи, рода.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. В семье складываются условия для физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка.
Поговорим о влиянии взаимоотношений в семье на развитие личности.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Важный момент в развитии любой семьи — рождение ребенка. С появлением маленького человечка жизнь родителей кардинально меняется. Теперь на них ложится ответственность за воспитание.
В семье происходит формирование личностных качеств и характера человека. То, что человек приобретает в семье, сохраняется с ним на всю жизнь. Через семью ребенок изучает мир. Здесь он учится общению и построению отношений, получает опыт нравственности, учится делать добро, управлять эмоциями, бороться со злом.
Влияние взаимоотношений в семье на развитие ребенка реализуется через пример поведения родителей. Правильные реакция и действия в различных ситуациях — лучший метод воспитания.
4 типа взаимоотношений в семье и их влияние на развитие ребенка
1. Диктат
Полное подавление ребенка взрослыми, игнорирование его интересов. В отношениях взрослых также наблюдается подавление одного супруга другим. Основные методы воздействия на ребенка — приказы и насилие, подавляется всякая самостоятельность, инициативность, чувство собственного достоинства. Подобное отношение вызывает противодействие и сопротивление со стороны ребенка. Это выражается в лицемерии, обмане, грубости, ненависти.
2. Опека
Максимальное удовлетворение потребностей ребенка, ограждение его от всех забот и трудностей. Такие взаимоотношения блокируют процесс подготовки человека к реальной жизни. Ребенок вырастает неприспособленным к жизни в коллективе. В будущем ему сложно завести семью. Человек становится несамостоятельной, безынициативной личностью.
3. Невмешательство
Независимое существование детей и взрослых. Дети одеты, обуты, накормлены и т.п. — на этом ответственность родителей заканчивается. Только удовлетворение физиологических потребностей. Интересы и переживания ребенка никого особо не волнуют. Он лишен похвалы в случае успехов. В такой семье у ребенка формируется заниженная самооценка, недовольство собой. Его поведение не контролируется, ребенок предоставлен сам себе и может делать, что хочет. Отсюда велика вероятность, что со временем он окажется в плохой компании, приобретет вредные привычки и наклонности.
4. Сотрудничество
В основе данной модели лежит умение идти на компромиссы и отсутствие эгоизма. Проблемы решаются сообща. Уважаются интересы и желания близких. Члены семьи доверяют и поддерживают друг друга. В такой семье ребенок вырастает гармонично развитой личностью.
Большое влияние взаимоотношения в семье оказывают на развитие личности подростка. Этот возраст — бурный и сложный период в жизни. Половое созревание, изменения гормонального фона и внешности, личностная нестабильность. Борьба противоположностей, которая сказывается на характере и поведении.
Из описанных моделей наиболее благоприятное влияние взаимоотношений в семье на психическое развитие ребенка имеет форма сотрудничества. При таком взаимодействии взрослые предоставляют ему самостоятельность в решении многих вопросов. Но при этом требуют от него соблюдения дисциплины и выполнения определенных обязанностей, не ущемляя прав. Контроль за действиями ребенка основан на понимании особенностей возраста, разумной заботе и любви, поэтому не раздражает ребенка.
Особого внимания заслуживают взаимоотношения в семье, имеющей ребенка с отклонениями в развитии. Рождение нездорового малыша — это проверка семьи на прочность и испытание для родителей. Многие семьи такой проверки не выдерживают.
Растить и воспитывать ребенка, имеющего отклонения в развитии, — это тяжелый труд. Но если родители сумели сохранить теплые чувства друг к другу, им удается преодолеть все трудности. Благодаря правильным действиям родителей, помощи врачей и реабилитационным мерам, нарушения в развитии удается свести к минимуму. Ребенок, несмотря на некоторые особенности, нормально адаптируется в коллективе, развивает навыки, которые даются ему лучше всего и вырастает гармонично развитой личностью.
Взаимоотношения в семье выступают как важный фактор развития ребенка. В семье формируются жизненные ценности и основные качества личности. Поддержка семьи важна каждому независимо от возраста. Именно благодаря ей человек, попав в сложную ситуацию, может изменить свою жизнь к лучшему.