Версия сайта
для слабовидящих

Эссе «Почему важна моя работа?»

ЭССЕ «Педагог-психолог - моя профессия»

«Ребёнок и взрослый - это две личности,

дополняющие друг друга.

Ребёнок – ценность перед взрослым,

продолжение жизни на Земле,

а   взрослый для ребёнка –

опора и вершина»,- Гиппократ.

                                                                 

     Бывает иногда такое ощущение, что хочется вернуться в детство и прокатиться по перилам, или попрыгать по начерченным на асфальте классикам, а может быть даже запустить бумажный самолетик или приклеить на ногти лепестки от ромашки… Но, как поется в одной известной песне: « Где найти нам средство, чтоб вновь попасть туда?». Забавно, но  когда мы были маленькими, хотелось быстрее вырасти, чтобы не спать днем в детском саду и завести себе сколько угодно домашних животных.

     Детство. У всех оно разное.   Мое детство прошло в свободной деревенской атмосфере свежего воздуха и разновозрастных  друзей. Игры до позднего вечера, наши театральные постановки в бабушкиных платках и накидках от подушек, веселое катание на велосипедах и страшные истории под луной! А еще, на холодном Сахалине - очень теплый  детский сад «Аленушка» и лучезарная улыбка моей воспитательницы Людмилы Михайловны, которая до сих пор возникает в памяти при воспоминаниях о детстве. Педагогов-психологов в те  времена в детских учреждениях еще не было, но ребенку важно не название профессии, а отношение взрослого к нему и желание понять его маленькие проблемы.  

     Размышляя сейчас о том, почему мне запомнилась именно эта воспитательница, я понимаю, что она осталась в наших детских сердцах потому, что  речь идет о добром, искреннем и веселом человеке и ее неподдельной улыбке. Думаю, тут все дело в особой жизненной энергии, что исходит от некоторых людей. Как будто внутри у них горит яркий огонек, согревающий всех вокруг. Человек с такой улыбкой на лице преображается, преображает других и притягивает их как магнит. Такие люди  наполнены творческой энергией и желанием созидать. А еще с ними хочется бесконечно общаться, наполняясь энергией света и любви!

     Я очень тепло вспоминаю этого педагога с доброй душой и любящим сердцем. И мне очень хочется, чтобы каждый ребенок, повзрослев, вспоминал  моменты своего детства с радостью. Именно поэтому, сейчас, работая с детьми, я стараюсь оценить, насколько комфортно малышам в детском саду и наполнить наше общение пониманием и доверием.

     Психологическое сопровождение важно и необходимо на всех этапах пребывания ребенка в детском саду – от адаптации до «кризиса 7 лет». Детство – время, когда закладываются основы личности, знания о себе и окружающем мире, социальные навыки. Основные сензитивные периоды приходятся на дошкольный возраст, поэтому так важно не упустить имеющиеся возможности развития ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к уровню психологической компетентности его участников.

     Если сравнивать образование на разных возрастных этапах развития, то дошкольная ступень рассматривается как система, в которой центральное место занимает именно процесс взаимодействия педагога с детьми. А так как педагог для ребенка – значимая фигура, то именно на нас ложится ответственность за качество этого процесса. Какие же цели данного взаимодействия?

    Согласно определению, психология — это наука о душе, а педагогика — о воспитании. Взаимодействие этих двух наук рождает настоящих «воспитателей душ» — педагогов-психологов, возникших в ответ на необходимость уделять внимание не только развитию и обучению детей, но и их психологической безопасности и комфорту.

    В этом и состоит цель  моей работы – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, а также оказание своевременной помощи  родителям и педагогам в решении психологических проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях.

    Конечно, любая деятельность не может осуществляться без  взаимодействия ее участников. Поэтому мой педагогический подход в первую очередь направлен на развитие общения – как главного условия психического и социального становления человека. От качества этого процесса зависит уровень его будущих способностей. Контактируя со взрослыми и сверстниками,  родными и друзьями ребенок строит себя как личность, поддерживает и развивает свой внутренний мир и учится делиться им с другими.

   Многочисленные психологические исследования (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.) показывают, что общение ребенка со взрослым является главным условием становления его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения.

    Концептуальные основы разработки проблемы общения зало­жены в трудах  А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и дру­гих известных психоло­гов, которые рассматривали обще­ние как одно из решающих усло­вий психи­че­ского развития человека, формирования его личности.

    На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. И моя профессиональная деятельность как педагога-психолога направлена на создание максимально благоприятных условий для интеграции таких детей в социум:  постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, а также продуктивных форм общения со взрослыми и сверстниками.

   Таким образом, общение по праву считается одной из наиболее значимых человече­ских ценностей. А важнейшей функцией в этом  процессе  является улыбка. Эта простая эмоция, но она имеет большое значение во взаимоотношениях. Вот что  педагог с мировым именем Шалва Александрович Амонашвили в своей удивительной книге «Улыбка моя, где ты?»  говорит об этом элементе  коммуникации: « Улыбка очеловечивает Жизнь, несет в ней Свет. Без учительской улыбки гаснет в жизни учеников свет радости познания, тает любовь и устремление. Учитель без улыбки — чужой человек среди учеников». И я согласна с его призывом: «Улыбайтесь собственному Я! Улыбайтесь каждому! Улыбайтесь детям!».

    А дети –  как маленькие вселенные, которые делают все, чтобы вступить с нами, взрослыми  в контакт. Они откликаются на уважение к ним как к  личностям и понимание  их проблем, которые для них также сложны, как наши взрослые трудности – для нас. Они улыбаются и  хотят, чтобы мы их слышали, доверчиво вкладывая свои ладошки в наши руки. Они смотрят на нас, затаив дыхание и восторженно шепчут  на ушко свои важные секреты. Они здороваются с нами по десять раз на день и  каждый раз  бегут обниматься, как будто мы не виделись вечность. И я думаю, что они первыми могут дать нам уроки добра, открытости, бесконечной преданности и искренности –  того, что  взрослые иногда теряют, порой, не слыша их зов и отрицая их мир.   Дети любят нас просто так. И верят в добро, несмотря ни на что. И тогда мы возвращаемся в детство, чтобы понять и принять всех.  И каждого по отдельности.

Ссылка скопирована
QR код этой страницы
— QR-код с ссылкой на эту страницы. А еще вы можете скопировать адрес этой страницы.
 
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 7 города Тюмени
625048, г.Тюмень, ул. Минская, д. 90А
Телефоны: 8 (3452) 20-40-27, 20-40-73
Эл. почта: d.s-7_tyumen@mail.ru
Политика конфиденциальности
Сайт разработан в студии «Детские сады Тюменской области»
закрыть
Настройка параметров отображения для слабовидящих
Цвет: ЦЦЦЦЦ
Размер шрифта:
Скрывать изображения: