ЭССЕ «Педагог-психолог - моя профессия»
«Ребёнок и взрослый - это две личности,
дополняющие друг друга.
Ребёнок – ценность перед взрослым,
продолжение жизни на Земле,
а взрослый для ребёнка –
опора и вершина»,- Гиппократ.
Бывает иногда такое ощущение, что хочется вернуться в детство и прокатиться по перилам, или попрыгать по начерченным на асфальте классикам, а может быть даже запустить бумажный самолетик или приклеить на ногти лепестки от ромашки… Но, как поется в одной известной песне: « Где найти нам средство, чтоб вновь попасть туда?». Забавно, но когда мы были маленькими, хотелось быстрее вырасти, чтобы не спать днем в детском саду и завести себе сколько угодно домашних животных.
Детство. У всех оно разное. Мое детство прошло в свободной деревенской атмосфере свежего воздуха и разновозрастных друзей. Игры до позднего вечера, наши театральные постановки в бабушкиных платках и накидках от подушек, веселое катание на велосипедах и страшные истории под луной! А еще, на холодном Сахалине - очень теплый детский сад «Аленушка» и лучезарная улыбка моей воспитательницы Людмилы Михайловны, которая до сих пор возникает в памяти при воспоминаниях о детстве. Педагогов-психологов в те времена в детских учреждениях еще не было, но ребенку важно не название профессии, а отношение взрослого к нему и желание понять его маленькие проблемы.
Размышляя сейчас о том, почему мне запомнилась именно эта воспитательница, я понимаю, что она осталась в наших детских сердцах потому, что речь идет о добром, искреннем и веселом человеке и ее неподдельной улыбке. Думаю, тут все дело в особой жизненной энергии, что исходит от некоторых людей. Как будто внутри у них горит яркий огонек, согревающий всех вокруг. Человек с такой улыбкой на лице преображается, преображает других и притягивает их как магнит. Такие люди наполнены творческой энергией и желанием созидать. А еще с ними хочется бесконечно общаться, наполняясь энергией света и любви!
Я очень тепло вспоминаю этого педагога с доброй душой и любящим сердцем. И мне очень хочется, чтобы каждый ребенок, повзрослев, вспоминал моменты своего детства с радостью. Именно поэтому, сейчас, работая с детьми, я стараюсь оценить, насколько комфортно малышам в детском саду и наполнить наше общение пониманием и доверием.
Психологическое сопровождение важно и необходимо на всех этапах пребывания ребенка в детском саду – от адаптации до «кризиса 7 лет». Детство – время, когда закладываются основы личности, знания о себе и окружающем мире, социальные навыки. Основные сензитивные периоды приходятся на дошкольный возраст, поэтому так важно не упустить имеющиеся возможности развития ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к уровню психологической компетентности его участников.
Если сравнивать образование на разных возрастных этапах развития, то дошкольная ступень рассматривается как система, в которой центральное место занимает именно процесс взаимодействия педагога с детьми. А так как педагог для ребенка – значимая фигура, то именно на нас ложится ответственность за качество этого процесса. Какие же цели данного взаимодействия?
Согласно определению, психология — это наука о душе, а педагогика — о воспитании. Взаимодействие этих двух наук рождает настоящих «воспитателей душ» — педагогов-психологов, возникших в ответ на необходимость уделять внимание не только развитию и обучению детей, но и их психологической безопасности и комфорту.
В этом и состоит цель моей работы – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, а также оказание своевременной помощи родителям и педагогам в решении психологических проблем, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Конечно, любая деятельность не может осуществляться без взаимодействия ее участников. Поэтому мой педагогический подход в первую очередь направлен на развитие общения – как главного условия психического и социального становления человека. От качества этого процесса зависит уровень его будущих способностей. Контактируя со взрослыми и сверстниками, родными и друзьями ребенок строит себя как личность, поддерживает и развивает свой внутренний мир и учится делиться им с другими.
Многочисленные психологические исследования (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов и др.) показывают, что общение ребенка со взрослым является главным условием становления его психических способностей и качеств: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения.
Концептуальные основы разработки проблемы общения заложены в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и других известных психологов, которые рассматривали общение как одно из решающих условий психического развития человека, формирования его личности.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения. И моя профессиональная деятельность как педагога-психолога направлена на создание максимально благоприятных условий для интеграции таких детей в социум: постепенное формирование у них системы социальных навыков поведения, а также продуктивных форм общения со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, общение по праву считается одной из наиболее значимых человеческих ценностей. А важнейшей функцией в этом процессе является улыбка. Эта простая эмоция, но она имеет большое значение во взаимоотношениях. Вот что педагог с мировым именем Шалва Александрович Амонашвили в своей удивительной книге «Улыбка моя, где ты?» говорит об этом элементе коммуникации: « Улыбка очеловечивает Жизнь, несет в ней Свет. Без учительской улыбки гаснет в жизни учеников свет радости познания, тает любовь и устремление. Учитель без улыбки — чужой человек среди учеников». И я согласна с его призывом: «Улыбайтесь собственному Я! Улыбайтесь каждому! Улыбайтесь детям!».
А дети – как маленькие вселенные, которые делают все, чтобы вступить с нами, взрослыми в контакт. Они откликаются на уважение к ним как к личностям и понимание их проблем, которые для них также сложны, как наши взрослые трудности – для нас. Они улыбаются и хотят, чтобы мы их слышали, доверчиво вкладывая свои ладошки в наши руки. Они смотрят на нас, затаив дыхание и восторженно шепчут на ушко свои важные секреты. Они здороваются с нами по десять раз на день и каждый раз бегут обниматься, как будто мы не виделись вечность. И я думаю, что они первыми могут дать нам уроки добра, открытости, бесконечной преданности и искренности – того, что взрослые иногда теряют, порой, не слыша их зов и отрицая их мир. Дети любят нас просто так. И верят в добро, несмотря ни на что. И тогда мы возвращаемся в детство, чтобы понять и принять всех. И каждого по отдельности.