"Учитель – дефектолог. Почему важна Ваша профессия?"
Я учитель-дефектолог. Мммм…. Звучит многозначительно и обширно. Дефектолог… кто он, с какими дефектами он работает? Насколько важна и нужна профессия дефектолога?
В широком смысле трактовки этого термина: дефектолог – это специалист по изучению, воспитанию, обучению и социализации детей с отклонениями в развитии. В узком понимании: дефектолог – это коррекционный педагог. Но это узкое понимание также вводит нас в обширный мир коррекции различных отклонений.
Результат работы учителя-дефектолога сравним с результатом вязания из клубка. Ухватившись за конец нити, клубок постепенно разматывается, на пути встречаются узелки, которые нужно распутать, чтобы идти дальше. В итоге, либо мы довязали и результат нам нравится, всё красиво, ровно, модно… Либо мы не успели довязать… А может, начали и забросили в дальний угол? А может, и не начинали? Может быть, какие-то узелки распутать нам не удалось?
Работа с каждым отдельным ребёнком – это отдельный процесс (профессиональный, творческий, душевный).
На первых этапах получения образования я даже не представляла, насколько многогранна эта профессия. В моём понимании деятельность логопеда была связана только с коррекцией речи. К моменту получения диплома эти границы расширились с теоретической точки зрения. А приступив к профессиональной деятельности, пришлось просто нырнуть с головой в массу теории и практики, где всё так взаимосвязано и взаимозависимо, как сказал Константин Дмитриевич Ушинский: «Теория не может отказаться от действительности, факт не может отказаться от мысли».
Профессии логопеда и дефектолога разделяют в обществе. Считается, что учитель-логопед учит правильно говорить, а учитель-дефектолог – это специалист, который работает с широким спектром задач. В реальности каждый ребёнок, попадающий в логопедическую группу, нуждается в обширной и разносторонней коррекции. На данный момент в логопедической группе детского сада нет детей без нарушения фонематических представлений, практически все дети имеют нарушение моторики, многие имеют поведенческие отклонения. На занятиях мы как будто учимся жить, а не говорить. Учимся выстраивать логические цепочки для достижения любого, даже малейшего, результата. Учимся пользоваться платком и салфеткой, заплетаем косички, завязываем шнурки и многое-многое другое, что, по мнению большинства родителей, мало связано с речевым развитием. Не научив ребёнка сидеть, слушать, контактировать с окружающими, процесс нормального развития речи невозможен. Т.е. в своей профессиональной деятельности, так или иначе, мне приходится сталкиваться с тем широким спектром задач, которые выполняет «учитель-дефектолог».
Для меня миссия учителя-дефектолога – помочь раскрыть потенциал каждого ребёнка максимально качественно. Полноценное раскрытие этого потенциала возможно осуществить только совместно с любящими, поддерживающими, знающими родителями. И это, к великому сожалению, основной «узелок» на пути коррекции. Не все родители идут на контакт, предпочитая оставаться в стороне от процесса развития своего ребёнка. При отсутствии поддержки родителей возможно достижение лишь отдельных результатов.
Родителям, столкнувшимся с проблемами в воспитании своих особенных детей, необходима квалифицированная поддержка и помощь. Ведь не зря говорят в народе: «Одна голова хорошо, а две лучше». Учитель-дефектолог – это и друг, и профессионал в одном лице. Он и научит, и даст совет. На практике мною уделяется много внимания взаимодействию именно с родителями.
Полноценный коррекционный процесс невозможен также без участия основного педагога, работающего с ребёнком с особыми образовательными потребностями. В наше время набирает всё большие обороты инклюзивное образование. В связи с этим возникает потребность в новых современных условиях работы педагогов, в более тщательном ознакомлении с новой теоретической базой.
Расширяя границы своих профессиональных возможностей, учитель-дефектолог, да и любой педагог, расширяет возможности своих подопечных, соответственно, улучшается и качество результата работы.
На сегодняшний день девиз моей трудовой деятельности звучит так: «Каждая трудность делает меня профессиональнее».
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что дефектолог является одним из центров, который притягивает к себе всё необходимое для коррекции развития ребёнка. Дефектолог – это тот мастер, вооружённый нужными инструментами, который способен, распутав все узелки и соединив необходимые нити, создать своё маленькое творение на благо семьи и общества.